Правила выбора вокальных упражнений

В педагогической практике вокальных школ всех времен всегда использовались различные упражнения - учебный материал для воспитания необходимых певческих навыков, овладения элементами певческого мастерства.

Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный инструмент, способный передавать все тонкости эмоционального мира человека, необходима систематическая кропотливая работа над точностью координации всех частей голосового аппарата. Ясно, что эту работу легче всего осуществить на простых музыкальных фразах помогающих сосредоточить внимание ученика на основных моментах формирования звука.

Важное значение в вокальной педагогике имеет тщательный отбор и правильное использование упражнений, каждое из которых должно отличаться определенной направленностью. На начальном этапе обучения такие упражнения будут иметь узко ограниченные задачи, в которые входят правильное формирование звука, устранение вокальных недостатков, развитие различных видов вокальной техники, т.е. всего того, что в комплексе называется постановкой голоса.

Перед каждым педагогом, знакомящимся с новым учеником, встает вопрос: с каких упражнений начинать занятия? Не всегда на него можно ответить сразу. Зачастую требуется время и большая наблюдательность педагога, чтобы установить, какие упражнения и в какой последовательности следует давать тому или иному начинающемуся певцу.

Большинству учащихся удобно начинать занятия с медленных, но спокойных упражнений. Уже в работе над упражнениями необходимо воспитывать у певцов сознательное отношение к формированию звука, к приобретению и фиксации певческих навыков. Не только педагог, но и ученики должны знать, для чего дается то или иное упражнение, как достигнуть поставленной вокально-технической цели. Использование не систематизированных, не целенаправленных упражнений, которые трудно усваиваются и вызывают напряженность звучания из-за насильственного расширения диапазона, не только не дают положительного эффекта, но могут даже принести непоправимый вред.

Каждый певец независимо от типа голоса имеет свои особенности строения голосового аппарата. Поэтому для ученика следует подбирать такие упражнения, при помощи которых именно он сможет достигнуть наилучших результатов. В процессе работы над упражнениями важны два момента:

1. Распевание, то есть «разогревание» голосового аппарата.

2. Отрабатывание определенных певческих навыков.

Для первого этапа - распевания, приведения мышечной системы в состояние певческой готовности - достаточно бывает иногда двух-трех удобных упражнений. Второй этап более длительный, связан с техникой формирования качества звука, развитием различных элементов певческих слуховых, музыкальных навыков.

При распевании педагог не должен быть слишком настойчивым, требовательным к качеству звучания. Лишь по мере «разогревания» голоса перед учащимся ставятся вполне определенные задания, всегда продуманные и достижимые на данном этапе обучения. При этом следует терпеливо добиваться поставленной цели.

Из упражнений в арсенале педагога нужно выбрать лишь несколько упражнений, полезных, по мнению педагога, для того или иного ученика. С течением времени упражнения будут усложняться и меняться по характеру, иной будет длительность работы над ними - все это будет зависеть от определенных педагогических задач.

Правильный подбор упражнений, осознанность цели способствуют успешному развитию голоса певца. При этом нельзя забывать, что голосовой аппарат работает как единое целое.

Разделение на изолированные моменты достаточно условно, так как любое упражнение требует выполнения всех вокально-технических и музыкально-художественных задач.
Смотри ещё:

Регистрация